Генеральные планы города Воронежа, определяют основные направления развития и использования территории города, его планировку, застройку и благоустройство в пределах расчетного срока.
Работы по составлению первого генерального плана Воронежа начались задолго до пожара, случившегося 10 августа 1773 года и уничтожившего значительную часть города. Спустя три месяца был составлен чертеж, на котором в основу проектных предложений был положен принцип «трезубца»: центральный луч был запроектирован заново, а крайние совпадали с направлениями старых радиальных улиц, выходивших к архиерейскому подворью, разместившемуся на месте старой крепости. Предположительно автором этого проекта был Н.Н. Невский.
Заложенные в нем идеи нашли свое завершение в составленном в 1774 году и тогда же утвержденном Екатериной II генерального плана Воронежа. Его автор, Н.Е. Старов, сохранил трехлучевую схему планировки центра и закрепил укрупненную, геометрически правильную сетку улиц. Вместе с тем он разработал детальную планировку и застройку города за старым земляным валом и предложил возвести новый, в районе современной улицы Красноармейской (бывшая улица Валовая) и улицы Кольцовской. На этом плане впервые появилась Большая Дворянская улица (ныне проспект Революции).
По новому проекту Воронеж получил значительное развитие к западу от реки и приобрел определенные валом четкие границы, за пределы которых предполагалось вывести мясные и рыбные торговые ряды, салотопенные и кожевенные заводы, скотобойни. Намеченная И.Е. Старовым планировка была реализована почти полностью. На ее основе позднее развивалась вся архитектурно-планировочная система застройки города.
Очередной генеральный план Воронежа в 1931-1932 годах разрабатывали архитектор А.Я. Попов-Шаман и инженер А.М. Королевцев, однако до стадии утверждения он не был доведен. В проекте «Большой Воронеж» новое строительство предложено было вести преимущественно на левом берегу, а в нагорной части города - на окраинных территориях, в северо-западном направлении, до завода имени Коминтерна. Основная высота новых жилых домов закладывалась в четыре этажа.
Крупные промышленные предприятия планировалось возводить преимущественно на левом берегу. В 1935 году составленные архитекторами А.В. Мироновым и А.М. Королевцевым предложения были приняты экспертным Советом Всероссийского совета народного хозяйства РСФСР как основа для разработки генерального плана Воронежа «Большой Воронеж». Его проект создавался специалистами «Облпроекта» (под общим руководством инженера П.Н. Косцова). В 1939 проект был утвержден на заседании Совета Народных Комиссаров РСФСР.
Новое строительство в нагорной части Воронежа должно было распространиться до Песчаного лога на юго-западе и вдоль Задонского шоссе до современной улицы Хользунова. Предусматривалось создание городка вузов и развитие больничного городка на территории между Задонским шоссе и дорогой, идущей в район Воронежского сельскохозяйственного института.
В левобережье намечалось создание двух крупных промышленных зон, а между ними - жилого района. Проектом предусматривалось создание водохранилища, для чего ниже Вогрэсовского моста намечено было строительство комплекса сооружений по регулированию стока воды. Основной композиционной осью архитектурно-планировочной системы города должно было стать большое водное зеркало.
Реализации этих предложений помешала война. 19.04.1943 года Совет Народных Комиссаров СССР и РСФСР приняли специальное Постановление о первоочередных мероприятиях по восстановлению Воронежа. Работы возглавил академик архитектуры Л.В. Руднев. Вместе с ним работали московские архитекторы И.В. Ткаченко, П.П. Штеллер, В.В. Лебедев, Г.А. Тиме, инженеры Л.А. Волков, B.C. Семенов и другие. В работе участвовал и Воронежский «Облпроект» во главе с архитектором А.В. Мироновым. Постановление Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров РСФСР от 03.03.1945 года генеральная схема планировки города была утверждена, и Л.В. Руднев начал разработку генерального плана Воронежа, а так же проект детальной планировки и застройки его центра.
Первый послевоенный генеральный план был утвержден 19.11.1946 года Советом Министров РСФСР. 06.03.1947 года исполнительный комитет городского Совета одобрил «Основные положения по застройке центра города Воронежа». Проект сохранял исторический «трезубец» главных улиц Воронежа как основной композиционный костяк, однако существенно изменял внутренне распределение территории в пределах планировочного пятна города.
Предусматривался рост городской территории в западном направлении до реки Дон. В предложенной планировочной структуре Воронежа, рассчитанной на 300 000 человек, два самостоятельных городских массива, расположенных на разных берегах реки, объединялись в единый градостроительный организм. Роль главной композиционной оси по-прежнему отводилась водному зеркалу реки Воронеж.
Планировочная структура правобережной части города базировалась на выделении двух диаметров. Меридиональный диаметр проходил по проспекту Революции на север, к лесопарковой зоне, и на юг по улице Кирова, в район новой застройки. Широтный диаметр, начиная от места основания города-крепости, проходил по улице Плехановской на запад, к Дону. Этому направлению отводилась роль парадного въезда в город со стороны Москвы.
Организация центра получала ясное структурное построение в виде системы площадей и архитектурных ансамблей. Новые подходы к формированию объемно-пространственной композиции панорамы правобережья предполагали сооружение зданий как бы на трех террасах, лежащих друг над другом. В левобережной части города была запроектирована прямоугольная сетка улиц с главной магистралью, проложенной вдоль реки.
Быстрые темпы реализации генерального плана Воронежа скоро исчерпали его возможности. Было решено разработать более перспективный генеральный план Воронежа. Он был создан в 1950-1952 годах в тресте «Облпроект» под руководством архитектора Н.В. Троицкого и инженера B.C. Семенова. Наибольшие изменения были связаны с повышением этажности основной застройки и сокращением темпов роста городской территории. Этот план сыграл важнейшую роль в практике восстановления и реконструкции Воронежа, поскольку был по существу единственным документом, регулирующим всю архитектурно-градостроительную деятельность в городе в послевоенные годы.
Очередной генерального плана Воронежа был утвержден 20.04.1970 года Советом Министров РСФСР. Почти 10 лет над проектом работала группа специалистов «Воронежгражданпроекта» во главе с архитектором И.А. Мелентьевой. Проект генерального плана Воронежа определил основные направления развития и использования территории города, его планировку, застройку и благоустройство на 25-30 лет, наметил территории для развития Воронежа за пределами расчетного срока. Массовое размещение нового жилищного и культурно-бытового строительства предполагалось преимущественно на свободных землях в Юго-Западном, Северо-Восточном и Северном районах, при этом здания в 5 и 9 этажей должны были возводиться в равных количествах. Предусматривалось четкое функциональное зонирование городской территории и почти 4-кратное увеличение площади зеленых насаждений общего пользования (до 18 м2 на одного жителя).
Последний генерального плана Воронежа был создан в 2005-2006 годах усилиями ведущих специалистов «Экограда» при Центральном Научно-исследовательском институте по проектированию градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук и «Воронежпроекта». Документ предусматривает развитие города на ближайшие 20 лет и полностью подготовлен для публичных слушаний и согласований. Он разработан с учетом баланса государственных, общественных и частных интересов.
Главная особенность плана - не директивная, а регулятивная его направленность, расширяющая возможности координации усилий участников градостроительной деятельности. При этом акцент делается на гармоничное развитие Воронежа в существующих границах за счет более рационального использования городской территории.
Авторами плана решаются проблемы улучшения организации транспортного движения, благоустройства и озеленения, формирования систем пешеходных зон. Введение раздела зонирования (в нем четко выделены жилая, промышленная, транспортная и другие зоны) и регламентации градостроительной деятельности по отношению к данным территориям должно способствовать более успешной реализации всего комплекса задач по сбалансированному развитию Воронежа.