По данным Всероссийской переписи 2002 года, свыше 94% населения Воронежской области составляют русские (2 239 500 человек); имеется значительный процент украинского населения, проживающего преимущественно в юго-западных районах (73 700 человек, или 3,1%).
По материалам 1-й Всероссийской переписи 1897 года, среди сельского населения Воронежской губернии украинский язык считали родным 36,2% населения; сплошным этническим массивом украинцы проживали в Острогожском уезде, Богучарском уезде, Бирюченском уезде, Валуйском уезде. Снижение доли украинского населения связано с процессами этнической ассимиляции, отчасти - с изменением административных границ (в 1950-е годы территория бывших Бирюченского уезда, и Валуйского уезда отошла ко вновь образованной Белгородской области).
Говоры русского населения большей части территории Воронежской области относятся к восточной (рязанской) группе южнорусского наречия; в западных районах Воронежской области распространены говоры южных (орловской) групп. По этнографической особенностям русского населения Воронежская область принадлежит к южнорусской этнографической зоне.
Территория Воронежской области заселялась начиная с конца XVI века. В домонгольский период (VIII-X века) в среднем Подонье существовали поселения так называемых «донских» славян (боршевская культура), но они были покинуты в конце X века. С конца XVI века освоение и заселение территории Воронежской области происходило в ходе вольной, правительственной, монастырской и помещичьей колонизации; потоки переселенцев направлялись из северных городов и сёл: тульских, орловских, рязанских, тамбовских, курских, ярославских, костромских, владимирских. В XVII-XVIII веках возникают украинские поселения, значительная часть которых входила в состав слободских казачьих полков.
Под влиянием общих исторических и социальных условий происходила этническая и культурная консолидация выходцев из разных регионов России, однако у населения отдельных территорий сохранялись специфические особенности в говорах, одежде и других компонентах культуры; появлялись особые наименования - субэтнонимы, обозначавшие жителей тех или иных районов. Русское население бассейна реки Хворостань (в пределах Воронежского уезда, и Коротоякского уезда) было известно под этнонимом «цуканы». Значительную долю населения Воронежской губернии составляли потомки служилых людей - однодворцы.
В культуре однодворцев, расселённых на обширной территориях южнорусского региона, не было этнографического единства, а в составе однодворческого населения существовали локальные группы, имевшие свои этнонимы, различавшиеся по говору, одежде. Однодворческое население восточной части Нижне-Девицкого уезда и западной части Коротоякского уезда было известно под прозвищем «щекунов», или «талагаев»; на западе Нижне-Девицкого уезда (село Першино, село Ясенки, село Кучугуры и другие) выделялась однодворческая группа населения, которую называли «ягунами» («ионками»). Основным занятием сельского населения являлось земледелие, главным образом, полеводство; в XIX - начале XX века значительное место в экономике крестьянской семьи заняли отхожие и местные промыслы. Часть крестьян занималась кустарными промыслами и ремеслами. Существовало несколько центров народных промыслов, в числе которых село Верейка Коротоякского уезда (плотничество), село Карачун Задонского уезда (гончарство и глиняная игрушка), село Тишанка Бобровского уезда (выделка кушаков), село Урыв Коротоякского уезда (ковроделие) и другие. Во многих крупных украинских слободах население занималось винокурением и извозом. Основным типом традиционных сельских поселений в Воронежском крае являются многодворные сёла и хутора (у украинцев). Представлены 2 типа традиционные жилища:
1) «южнорусские» (на большей части Воронежской губернии за исключением самых южных уездов), для которого характерен срубный дом без подклета, с глинобитным или деревянным полом, с дощатым потолком, под четырёхскатной соломенной крышей, покрытой соломой «внатруску»; открытый двор, чаще с замкнутым расположением хозяйственных построек;
2) «восточно-украинский» (у украинского и русского населения южных уездов). Жилище «восточно-украинского» типа, сходное с жилыми постройками других районов Восточной Украины, впитало некоторые черты, свойственные жилищу русской чернозёмной зоны (обмазка и побелка срубных стен дома, отсутствие подклета, наличие глинобитного пола и потолка в виде каркаса, обмазанного глиной, соломенная четырёхскатная крыша, открытый тип двора со свободным расположением построек).
Два типа внутренний планировки хаты:
1) «восточно-южнорусская» (в доме, поставленном продольно по отношению к улице, печь расположена в дальнем углу от входа, по диагонали от неё у двери находится передний угол; устье печи повернуто ко входу, полати - в дальнем от входа углу);
2) «западно-русская» («украинско-белорусская») (дом расположен перпендикулярно направлению улицы; печь - около входа, устье печи направлено к длинной стене, то есть находится около входной двери, а передний угол, соответственно, - в дальней от входа части хаты, ближе к улице).
Народный костюм населения Воронежской области разнообразен (особенно в женском варианте). Общими компонентами одежды являются женская рубаха с косыми или прямыми поликами, пришитыми по основе; распашная и глухая понёвы; сложный головной убор, состоящий из кички, «сороки», позатыльника и платка; туникообразный передник с рукавами и высокий передник на лямках и шнурках; украшения из бисера, разноцветного гаруса, из птичьих перьев и пуха; своеобразная яркая, построенная на контрастных сочетаниях цветовая гамма. Компоненты одежды, типичные в прошлом для средней полосы России и отчасти для её западных районов (разные типы сарафанов, домотканых шерстяных юбок, головной убор с кокошником), попали в Воронежский край с переселенцами из центральных и западных районов России.
Встречающиеся в некоторых сёлах особые типы головных уборов и украшений («сорока» с длинным хвостом, наушники в форме лопастей, наспинные поясные украшения в виде продольных полос ткани) указывают на древние культурные связи славянского населения с народами Поволжья. Типы головных уборов своеобразны: «сорока», кокошник, позатыльник, обвязка, а также украшения из бисера и гаруса («грибатка», «монисто»), пушки в форме плоских кружков, глухая понёва без прошвы, специфичная расшивка понёвы, женские и мужские рубахи (в бассейне правобережных притоков реки Дон) и другие. В женской одежде цуканов прослеживаются древние южнорусские особенности (красная понёва с прошвой, рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе, рогатые кички, длинные передники «запоны») в сочетании с северно-русским сарафаном, служившим и женской, и девичьей одеждой.
Народные верования населения сохраняют мощный пласт дохристианских религиозных представлений. Мифологические персонажи (домовой, леший, водяной, русалка) типичны для южнорусского комплекса народных верований. Сохраняется вера во вредоносную магию (колдовство) и связанные с ней образы колдунов и ведьм. Наиболее значимые праздники календарного цикла - Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Значительная часть обрядов, приуроченных к праздникам календарного цикла, имеет дохристианское происхождение («вождение русалки» в селе Оськино и селе Гремячье, «сожжение Масленицы»).
Свадебная обрядность характеризуется преобладанием южнорусского типа свадьбы (так называемое «свадьба-веселье»). В свадебной обрядности цуканов отмечены черты, характерные для центральной губерний России: «кладка» - предсвадебный денежный взнос жениха родне невесты; плачи и причитания невесты; «повивание» (то есть надевание на невесту женского головного убора) в церковной сторожке и другие обряды.
Наиболее распространённые фольклорные жанры: календарная обрядовая поэзия, лирические песни (в том числе частушки), пословицы, поговорки, загадки, заговоры, былички, сказки. Воронежский край - родина известной народной сказительницы А.К. Барышниковой (село Большая Верейка).
Этнографическое изучение Воронежского края начато в середине XIX века местными краеведческими организациями и частными лицами. В XIX - начале XX века были опубликованы материалы, содержащие сведения об истории заселения, хозяйстве, жилище, одежде и других аспектах культуры южнорусского и украинского населения. Наиболее полно быт Воронежского крестьянства описан в работах П.В. Малыхина, Г.Г. Ткачёва, Ф.И. Поликарпова, А.И. Селиванова, А.И. Шингарева, А.М. Путинцева. Большой вклад в изучение истории заселения и этнографических особенностей населения Воронежской губернии внёс Н.И. Второв. Он и работавшие с ним художник С.П. Павлов и фотограф М.Б. Тулинов составили этнографический альбом, в котором изображены костюмы из 30 сёл. В 1925-1927 годах в Воронежской губернии собирали материалы для Государственного музея этнографии народов СССР Е.Э. Бломквист, Н.П. Гринкова и другие. Работа по этнографическому обследованию Воронежской области активизировалась в послевоенные годы. В 1950-1960-е годы полевые этнографические исследования проводили сотрудники Государственного Исторического музея (ГИМ) и Научно-исследовательского института художественной промасленности (А.А. Лебедева, С.К. Жегалова, Н.И. Каплан, И.А. Попова); в 1960-1980-е годы сотрудники Института этнографии Академии наук СССР (Л.Н. Чижикова и другие). Плодотворную этнографическую работу в Воронежской области ведут Отдел русского народа Института этнологии и антропологии Российской Академии наук, учебно-научная лаборатория «Этнография Центрально-Чернозёмной области России» при Воронежском государственном университете (ВГУ), филологические факультеты Воронежского государственного университета (ВГУ) и Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ), кафедра этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств (ВГАИ), Воронежский областной краеведческий музей (ВОКМ).