Земская школа, категория начальных школ, открытых земскими учреждениями по приговорам сельских обществ, а также реорганизованные из сельских приходских училищ министерства государственных имуществ и других типов главным образом сельских школ.

Административной и учебной частью школ ведали инспектор народных училищ, назначенный Министерством народного просвещения, и училищный совет, в состав которого входили два представителя от земства. Финансовое и хозяйственное руководство земской школой осуществлялось губернскими и уездными управами. Наиболее успешно начало работать Богучарское уездное земство (в 1867 году здесь было уже 48 земских школ).

В Воронежской губернии: в 1881 году было 196 земских школ с 35 512 учащимися, в 1889 году 560 земских школ с 41 031 учащимися, из них окончивших 3 593 человек. До начала XX века число земских школ росло медленно, но постоянно. По данным всероссийской переписи населения 1897 года, в Воронежской губернии уровень грамотности составлял 16,3%. После русско-японской войны (1904-1905) и революции 1905-1907 годов было увеличено ассигнование на земские школы, наблюдался значительный рост их числа (например, в Воронежском уезде с 1884 года по 1915 год количество земских школ увеличилось с 16 до 160). В 1916 году количество детей, посещавших школу, достигло 80,4% от всех детей школьного возраста. Учителя земских школ получали жалованье, установленное местными земскими учреждениями, как правило, значительно более низкое, чем в казённых учебных заведениях. Тем не менее, работа в земских школах была популярна в среде демократической интеллигенции.

В 1915 году Воронежское губернское земство одним из первых в России возбудило перед правительством ходатайство о введении обязательного начального обучения.