Сразу после 1917 года при Воронежском музыкальном училище (консерватории) возникла Детская музыкальная школа (позднее №1). В 1919 году по инициативе композитора В.П. Вишневецкого была создана музыкальная школа в городе Борисоглебск, одна из старейших в Воронежской области. Во 2-й половине 1930-х годов в Воронеже открылась Детская музыкальная школа №2 имени М.П. Мусоргского.
После освобождения города Воронежа от гитлеровцев занятия в Детской музыкальной школе № 1 возобновились уже осенью 1943 года (благодаря усилиям педагогов Е.А. Васильевой, О.Р. Кунаковой, Н.А. Суриковой, Е.П. Доброволевой, Л.К. Боровской и других).
К 1966 году действовало 8 Детских музыкальных школ в Воронеже и немало в районах Воронежской области. Обучение велось на фортепиано, струнно-смычковых, народных, духовых и ударных инструментах. Для координации учебной работы школ при областном управлении культуры был организован методический кабинет. При многих Детских музыкальных школах существовали вечерние музыкальные школы для взрослых.
С середины 1980-х годов в Детской музыкальной школе начали открываться новые отделения: театральное, хореографическое, фольклорные, декоративно-прикладного искусства, вокальное, эстрадные и другие. Такие школы стали именоваться Детские школы искусств.
В 1995 году в целях расширения видов образовательных услуг все Детские музыкальные школы в Воронеже и большая их часть в Воронежской области были реорганизованы в Детские школы искусств. В настоящее время в Воронежской области имеется около 70 Детских школ искусств, в которых обучается свыше 23 000 детей; учебный процесс осуществляют около 2 000 квалифицированных специалистов.
В школах создаются концертирующие коллективы: хоры, оркестры, фольклорные ансамбли и прочие коллективы. Немало творческих коллективов Детских школ искусств стали лауреатами различных конкурсов и фестивалей, в том числе всероссийских и международных. Таковы хоры Детской школы искусств № 9 (руководитель С.А. Татьянченко) и Детской школы искусств № 11 (руководитель Л.В. Калинина), ансамбль народных инструментов Детской школы искусств № 2 (руководитель В.И. Золототрубова) и скрипачей Детской школы искусств № 7 (руководитель Т.И. Бобренко) и другие. Детские школы искусств являются центрами эстетического воспитания подрастающего поколения и подготовки кадров для профессиональных учебных заведений культуры и искусства.