Хореографическое искусство Воронежского края уходит своими корнями в древность, когда среди крестьян были популярны хороводы (как в быстром темпе - плясовые, так и в медленном - ходовые).
Известны такие танцы, как «Матаня», «Усманский перепляс», «Утушка луговая» и многие другие. Особое место в народном музыкально-песенном искусстве принадлежит частушке, под которую исполнялись различные. подтанцовки.
В начале XIX века в городском театре в городе Воронеж наряду с драматическими артистами выступали и профессиональные танцоры. В середине XIX века были поставлены балеты «Волшебная флейта» Маковеца, «Дева Дуная» и «Морской разбойник» Адольфа Адана и другие. В 1854 году в городе Воронеж гастролировала петербургская балерина Е.И. Андреянова. Особое место среди представленных её труппой спектаклей занимала постановка первого в России балета «Бахчисарайский фонтан» на пушкинский сюжет.
В конце XIX - начале XX века в городе Воронеж проходили гастроли многих известных солистов балета (М.М. Петипа, Е.В. Гельцер, Л.A. Жуков, Е.А. Смирнова, Б.Г. Романов, А.А. Облаков). В местных учебных заведениях введено преподавание бальных и историко-бытовых танцев. Открытие оперно-балетно-драматического «Свободного театра» (ноябрь 1918 года) ознаменовалось постановкой синтетического спектакля «Русь» с музыкой С.Н. Василенко; самой сильной стороной представления оказался балет, прежде всего «бабьи пляски». В декабре 1918 года балетмейстеры театра М.Г. Дысковский и М.Ф. Моисеев осуществили первую в городе Воронеж постановка балета «Коппелия» Л. Делиба. В 1919 году в «Свободном театре» было поставлено «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. В роли Одетты - Одиллии дебютировала будущий педагог и балетмейстер К. Сальникова.
В начале 1920-х годов К.А. Труновым совместно с Ю.А. Барто были поставлены разнообразные хореографические произведения, в том числе балеты «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Коппелия» и «Вальпургиева ночь» Л. Делиба, «Сандрильона» на музыку П.И. Чайковского, «Фея кукол» Й. Байера. Трунов и Барто преподавали в Воронежских Высших театральных мастерских. Когда в 1922 балетный факультет там был закрыт, они на собственные средства открыли балетную школу имени московской балерины Анны Собещанской.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов в городе Воронеж существовали балетные школы под руководством Т.Л. Сапитон и B.C. Васге. При открытом в 1931 году Театре музыкальной комедии работал небольшой балетный ансамбль (балетмейстеры Г.Г. Герн, В.И. Зуев, И.А. Калмыков, Е.Д. Эджубова, И.Н. Карый). На базе созданной в 1936 году балетной студии в 1938 году открылось Воронежское хореографическое училище (ВХУ). В 1939 году большая группа воспитанников училища была принята на работу в Воронежский театр музыкальной комедии, среди них - Н. Коровин, А. Ермаков, Р. Шнейдер, Л. Глазьева, Н. Ульянова и другие.
В 1943 году в посёлке Анна был создан Русский народный хор (Воронежский государственный академический русский народный хор), где балетмейстерами работали А.И. Вронский и М.С. Чернышов, поставившие многие народные пляски, основанные на фольклорном материале Воронежского края. В хоре трудились балетмейстеры А.П. Шостак, Г.И. Галкин, И.В. Курилов, Л.И. Лобанов и другие. Академический (1986) коллектив (и прежде всего плясовая группа хора) завоевал признание у нас в стране и за рубежом. Главный балетмейстер Ю.В. Копытин осуществил множество разнообразных танцевальных постановок.
Ещё до Великой Отечественной войны в городе Воронеж возникли различные самодеятельные танцевальные коллективы при школах и Домах культуры. После войны танцевальные кружки, ансамбли песни и пляски появились в Домах культуры, школах, на заводах, фабриках, в учебных заведениях, возникли первые кружки бального танца, стали проходить конкурсы по спортивным бальным танцам. В 1959 году усилиями М. Чернышова (художественный руководитель) и Ю. Барто Воронежское хореографическое училище (ВХУ) было после Великой Отечественной войны вновь открыто. Художественные руководители Воронежского хореографического училища (ВХУ): А.И. Янкин, И.П. Дорофеев, A.Н. Кокурина, Г.Г. Малхасянц, Н.Г. Валитова, Р.Г. Ибатуллин, Вал. М. Драгавцев, Л.И. Сычева (с 2000 года). Заслуженный работник культуры Российской Федерации С.А. Дорофеева подготовила несколько выпусков артистов балета. В Воронежском хореографическом училище (ВХУ) искусство танца преподавали Т.А. Фролова, С.И. Куртосманова, Л.B. Денисова, П.В. Попов, B.И. Сычёв, Г.Ю. Картавцева, Л.М. Шлюпикова, Л.В. Косогорова, Л.П. Ефимова, Г.Г. Попова, Л.В. Назарова, Л.Н. Исаева, А.Г. Дубинин, Е.А. Грибанова, А.Ю. Юрьева, А.Ю. Холодилова.
В 1995 году на базе Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) открылась кафедра художественного и дошкольного образования, готовящая педагогов-хореографов.
В феврале 1961 года стал работать музыкальный театр. В город Воронеж приехали многие солисты и артисты балета: Н.Г. Валитова, Р.А. Потехина, Я.З. Лифшиц, В.Е. Савельев, Л.И. и В.И. Кадыковы, Е.Г. Руденко, В.И. Филиппова, Л.Н. Медведева, Б.Э. Гохман, Н.Ф. Полякова, Н.В. Фельдман, позже - Н.И. Кондратьева и другие. Главный балетмейстер Т.Е. Рамонова (1961-1963) осуществила постановку балетов - «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Эсмеральда» Ц. Пуни и другие. Главный балетмейстер К.А. Муллер (1963-1971) значительно пополнил балетный репертуар: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Франческа да Римини» П.И Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Тропою грома» К. Караева, «Болеро» М. Равеля, «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и другие. В 1965 году на сцену Воронежского музыкального театра пришли первые выпускники Воронежского хореографического училища (ВХУ). Со временем многие воспитанники Воронежского хореографического училища (ВХУ) стали мастерами балетного искусства: А.П. Головань, М.В. Леонькина, Т.А. Фролова, Вал.М. Драгавцев, С.И. Куртосманова, Л.И. Масленникова, П.В. Попов, О.Г. Непомнящая, Л.В. Денисова, М.М. Негробов, В.А. Иванов, В.И. Сычев, Т.М. Колесниченко, Л.П. Ефимова, А.Г. Дубинин, Т.В. Хатунцева и другие.
В 1968 году Воронежский музыкальный театр стал Воронежский театром оперы и балета. В начале 1970-х годов там поставлены балеты «Песнь торжествующей любви» М.И. Носырева и «Гаянэ» А. Хачатуряна, которым суждена была долгая жизнь. Балетмейстером Г.Г. Малхасянцем (1971-1978) созданы произведения классического и современного репертуара: «Жизель» А. Адана, «Раймонда» А. Глазунова, «Память», «Кармен-сюита», «Озорные частушки» Р. Щедрина, «Лауренсия» А. Крейна, «Адам и Ева» А. Петрова. С 1975 года балетмейстером Ю.П. Мартыновичем поставлены балеты «Ангара» А. Эшпая, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Каменный цветок» С. Прокофьева. В 1979 году художественным руководителем Воронежского балета стала Н.Г. Валитова. Совм. с Я. Лифшицем она осуществила постановку балета Г.Т. Ставонина «Сказ земли Русской». Н. Валитова воспитала плеяду солистов и артистов балета, многие из которых снискали известность. В 1980 году творческой группой из Азербайджана была осуществлена постановка балета Ф. Амирова «1001 ночь»; он до сих пор не сходит со сцены. На счету главного балетмейстера Р.Г. Ибатуллина (1986-1994) несколько экспериментальных постановок: «Одиссея» А. Геворкяна, «Спартак» А. Хачатуряна, «Золотой петушок» В. Гевиксмана и другие.
На сцене Воронежского театра оперы и балета осуществляли свои постановки многие мастера отечественного и зарубежного балета: С.К. Шейна, Д.М. Арипова, М.С. Мартиросян, К.М. Тер-Степанова, Г.А. Майоров, В.Г. Печерский, О.В. Игнатьев, А. Миллер, К.А. Есаулова, Б.М. Брускин, Е.В. Аксенова, А. В.Кулаева, Н. Назирова, И.А. Шаповалов, Г.А. Ковтун, Г.Н. Прибылов, В.В. Васильев. Балетные партии исполняют в театре Т. Фролова, Л. Масленникова, М. Негробов, В. Иванов. Молодые солисты А. Алимова, С. Носкова, Д. Болотова, Е. Любых, Е. Рудаков участвуют в основных произведениях балетного репертуара. В сложных и значительных партиях проявили себя А. Таранжина, Т. Сидорова, М. Филиппова, Ю. Кулакова, А. Русинова, В. Анциферова, Я. Синицын, И. Алексеев. Главный балетмейстер театра - Л. Сычёва (с 2006 года).