Деревня Отрожка, исторический район города Воронеж. Начало положила деревня Отрожки (первоначальное название - Рожки, Трегубов починок), возникшая в 1-й четверти XVII века на левом берегу реки Воронеж, на Трегубовой поляне.

Предположительно первопоселенцами были крестьяне, приписанные к Воронежскому Успенскому монастырю, занимавшиеся рыбной ловлей на Трегубовой протоке. С созданием в 1620 году Алексеевского Акатова монастыря Отрожки стали его вотчиной (в 1629 году - 6 дворов). Происхождение топонима - от природных отрогов (выступов) побережья или от выступов земельных наделов.

В XIX - начале XX века селение государственных крестьян входило в Придаченскую волость Воронежского уезда; в связи со строительством Казанской церкви (1911) Отрожки стала считаться селом (район современной улицы Добролюбова, Рокоссовского, Грибоедова и другие). В 1870 году возникла узловая железнодорожная станция Раздельная, в начала XX века переименована по селу, но в именительном падеже - Отрожка. Название перешло к станционному посёлку, а затем и к старому селу. В 1912 году при станции открылись железнодорожные мастерские (с 1931 года вагоноремонтный завод имени Тельмана), рабочие которого активно участвовали в революционных событиях 1917 года.

В 1920 году в селе Отрожки жил 1 841 человек, в поселке Отрожка - 1 490 человек.

С 1930 года посёлок входил в административное подчинение города Воронежа на правах поселкового Совета, в 1934 году к посёлку присоединено село. В 1938-1939 годах центральные органы власти дополнительно утвердили статус двух Отрожек как городских поселений (а не впервые присоединили их к Воронежу, как утверждалось в литературе).

В 1930-е годы посёлок бурно развивался, проложены новые улицы, построены школа и другие объекты. С 1938 года Отрожка являлась основой Железнодорожного района Воронежа, и ныне остается его значимой частью. В середине XX века развивалась улица Богдана Хмельницкого как главная улица Отрожки, ведущая от станции в сторону Воронежа. В 1960-е годы Отрожка окончательно срослась с городской территорией. В Отрожке велика доля частной малоэтажной застройки, но с конца XX века ведётся активное строительство многоэтажных жилых зданий.

Как памятник архитектуры начала XX века охраняются Казанская церковь (улица Суворова, 79) и дома руководителя железнодорожных мастерских (улица Богдана Хмельницкого, 13, 15).

В 1986 году около здания депо открыт памятник - паровоз ФД-20 (1935) на постаменте - в честь самоотверженного труда железнодорожников Отрожки.