Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО), открытое акционерное общество (ОАО), одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России, создано на базе Воронежского авиационного завода, введённого в строй в 1932 году.

История Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО) тесно связана с именами выдающихся отечественных конструкторов А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, O.K. Антонова, Г.В. Новожилова.

За годы существования завод освоил производство более 20 типов самолётов. Во время Великой Отечественной войны выпускал бронированный штурмовик ИЛ-2. В 1950-1980-е годы поставил на вооружение военно-воздушных сил страны боевые самолеты ИЛ-28, ТУ-16 и ТУ-128, произвёл крупную серию турбовинтовых пассажирских самолётов АН-10 и транспортного АН-12. В 1968 году на основе новых конструкционных материалов и оригинальных технологических решений создал 1-й в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ-144. С 1977 года выпускал широкофюзеляжный самолёт-аэробус ИЛ-86, с 1989 года дальнемагистральный самолёт ИЛ-96-300, а с 1997 года транспортный ИЛ-96Т.

В настоящее время на мировом рынке представлены широкофюзеляжные дальнемагистральные самолёты нового поколения ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400Т, при производстве которых Воронежское самолетостроительное акционерное общество внедрил сотни технологических процессов, связанных с использованием новых материалов и повышением требований к точности аэродинамических обводов и надежности изделий, освоил комплекс оборудования и оснастки, создал специализированные участки. В рамках межгосударственного сотрудничества с Украиной было организовано производство регионального пассажирского самолёта АН-148. Осуществляется производство элементов конструкции российского регионального самолета RRJ, ведутся работы по модернизации ИЛ-76 под установку новых двигателей ПС-90 и по сопровождению эксплуатации самолётов ИЛ-96, принадлежащих Государственной транспортной авиакомпании «Россия».

С целью полного использования потенциала и технологических возможностей освоен выпуск более 20 наименований товаров народного потребления, серийно производятся цельнометаллические катера и лодки 7 наименований, сельскохозяйственная техника, изготавливаются комплекты интерьера для железнодорожных пассажирских вагонов нового поколения. В структуру предприятия входят агрегатно-сборочное производство, механическое производство, заготовительное производство и химическое производство; производства продукции общего назначения и технического обслуживания авиационной техники; лётно-испытательная станция; службы конструкторские и технологические; службы обслуживания производства; авиакомпания.

Воронежское самолетостроительное акционерное общество активно участвовало в реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», в программах международной промышленной кооперации с компаниями Airbus и Boeing, поставляет изделия на рынки России и стран СНГ, в Китай, на Кубу. Наличие наукоёмкого авиационного производства стимулирует развитие в городе Воронеже высшего и среднего профессионального образования, отраслевой науки. В 1966 году завод награждён Орденом Ленина, в 1971 году Орденом Трудового Красного Знамени. В 2001 году Воронежское самолетостроительное акционерное общество стало лауреатом программы «100 лучших товаров России».

Среди работников Воронежского самолетостроительного акционерного общества: Герои Социалистического Труда Б.М. Данилов, М.С. Исаев, Е.Ф. Лялин, А.Г. Михайлов, П.Я. Худяков, лауреаты Государственной премии СССР и Российской Федерации: Г.А. Белявский, А.А. Кирилов, А.Г. Михайлов, И.П. Паршин, Н.К. Потапов, В.А. Саликов, М.Д. Сидорова, В.А. Соловьев, Г.М. Шамшеев, А.Г. Шумейко, лауреат премии правительства России П.Ф. Один.

В разное время предприятием руководили: К.С. Ляховский (1932-1933), М.Б. Шенкман (1937-1942), В.К. Сердюк (1943-1944), В.Н. Смирнов (1944-1955), К.Н. Беляк (1955-1957), Г.А. Белявский (1957-1965), Б.Н. Данилов (1965-1975), А.Г. Шумейко (1975-1976), А.Г. Михайлов (1976-1998), Вячеслав Алексеевич Саликов (1998-2005),  М.Н. Шушпанов (с 2006 года).