Венеры палеолитические, условное название женских статуэток (до 20 сантиметров высотой) верхнего палеолита из бивня мамонта, камня, глины, известняка. Известно, более 200 экземпляров из Европы и Сибири.

Наиболее существенный вклад в изучение Венеры палеолитической внесли Пётр Петрович Ефименко, Сергей Николаевич Замятнин, Зоя Александровна Абрамова, Марианна Давидовна Гвоздовер. Тело женщин изображалось анатомически правильно и достаточно реалистично, фигуры не являются копиями друг друга. Выделено несколько типов, выполненных по определенным правилам, которые задают позу, форму груди, живота, седалищной части. Центральными сюжетами при создании Венеры палеолитической являются продолжение рода, деторождение.

Более 50 статуэток разной степени сохранности найдены в селе Костёнки и селе Борщёво (Хохольский район Воронежской области). Первая из находок выявлена Сергеем Николаевичем Замятниным (1922) в коллекции Михаила Антоновича Круковского (1915). Статуэтки, представленные на памятниках костёнковского круга, по мнению Марианны Давидовны Гвоздовер, являются самыми «высокохудожественными».

Изображение: Венеры палеолитические (Венера со стоянки Костёнки-1, Венера Виллендорфская и Вестоницкая Венера) считались идеалом женской красоты в доисторические времена.

см.: С.Н. Замятнин. Очерки по доистории Воронежского края (Воронеж, 1922).
П.П. Ефименко. Значение женщины в ориньякскую эпоху // Известия Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). Том XI. Выпуск 3-4 (Москва, 1931).
М.Д. Гвоздовер. Типология женских статуэток костёнковской палеолитической культуры // Вопросы антропологии, 1985, Выпуск 75.
Она
М.Д. Гвоздовер. Археологический контекст женских статуэток костёнковской верхнепалеолитической культуры // Проблемы интерпретации археологических источников (Орджоникидзе), 1987.
З.А. Абрамова. Значение Костёнковско-Борщёвского района для изучения палеолитического искусства // Пути эволюционной географии (итоги и перспективы) (Москва, 2002).
Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания Музей антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого Российской академии наук (РАН) (Санкт-Петербург, 2016).