Чернышёв Николай Михайлович (21 марта 1885 года, село Никольское Борисоглебского уезда Тамбовской губернии - 14 октября 1973 года, город Москва), живописец, график. теоретик искусства, педагог. Народный художник РСФСР (1970).
Профессор. Автор монументально-декоративных и скульптурных работ.
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1911, преподаватели А.Е. Архипов, С.А. Коровин, В.А. Серов), учился в студии Жульена в Париже (1910), в училище при Академии художеств (1911-1915), изучал технику офорта и монументальной живописи в мастерской В.В. Матэ и Д.И. Киплика (1911).
В выставочной деятельности принимал участие с 1906 года. Член художественных объединений «Московский салон» (1911-1921), «Мир искусства» (1921), один из учредителей Союза художников и поэтов «Искусство - жизнь» (1921), заведующий литературно-художественным отделением объединения «Маковец» (1922-1926). Член Общества московских художников (1928-1929), Ассоциации художников революционной (1932), председатель секции монументальной живописи Московской организации Союза художников (1933-1936). Преподавал в Московских Высших государственных художественно-технических мастерских - Высшем художественно-техническом институте (1920-1930-е годы). В 1930-1940-е годы выполнил ряд стенных росписей, работ в технике сграффито и мозаики в Москве, Златоусте, Туле, Улан-Удэ. В 1935 году принял участие в организации мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
Выполнил мозаичные работы: «Девушка с голубем» (1957), «Комсомолка» (1962, обе в Государственной Третьяковской галерее) и другие, создал живописные образы древних изографов: «Андрей Рублев и Даниил Черный» (1960), «Дионисий» (1968), «Алимпий Печерский» (1970-1972). Произведения Чернышёва хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Борисоглебской картинной галерее имени П.И. Шолохова и других музеях. В Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского представлен живописным «Автопортретом» (1965), серией рисунков обнажённых натурщиц (1925-1926) и другими произведения.
Сочинения: Техника стенных росписей (Москва, 1930); Искусство фрески в древней Руси (Москва, 1954); Будущее русской живописи (Москва, 1990).